Всего два десятилетия назад в нашей стране не существовало такого понятия, как «мужской декретный отпуск». Сегодня он предусмотрен как трудовым законодательством РФ, так и общественным сознанием (в некоторых государственных учреждениях уже появились столики для смены подгузников в мужских туалетах). Этому коллективному явлению пока нет названия, но, по данным ТАСС, в 2021 году в декретном отпуске будут находиться всего 2 % мужчин, но, учитывая огромное население нашей страны, цифра в итоге будет внушительной. Knife поговорил с тремя отцами, решившимися на декретный отпуск, об их новой роли в семье, трудностях, с которыми они столкнулись, и об отношении к ним знакомых.
Не так давно в нашей стране было совершенно невозможно представить себе мужчин, уходящих в декретный отпуск. С тех пор многое изменилось, но, по данным ТАСС за 2021 год, и сегодня только двое из каждых 100 российских мужчин берут декретный отпуск, а 55 % опрошенных не признают такой возможности.
Интересно, что женщины настроены еще более критично. 63 % опрошенных женщин не хотели бы видеть своего супруга в декретном отпуске.
На форуме «мамочек» женщины эмоционально обсуждают возможность ухода мужей в декретный отпуск. Однако моя работа гораздо более прибыльная. Был ли у кого-то еще такой опыт? Вопрос в следующем. Утопично ли это? У меня был такой отец в моем районе. Он казался очень эмоциональным — где бы он ни был со своим ребенком. Мать работала, как отец, Карло. Не волнуйтесь, ребенок вырос хорошим». На мой взгляд, тот, кто зарабатывает больше, должен сохранять свою работу. Если только отец может справиться с ребенком». О, черт! ‘Нельзя сажать человека на шею… когда ребенок вырастет, отец не захочет работать. Если семья зарабатывает достаточно, наймите няню, и вы оба будете работать».
Несмотря на скромную статистику и сомнения женщин, герои нашего материала — мужчины, которые когда-то смело брали декретный отпуск и теперь рассказывают о своем опыте, — все еще работают.
Дмитрий Ольшанский.
Психолог, бывший отец в декретном отпуске из Санкт-Петербурга
Психологический контакт отцов и детей — очень популярная тема сегодня. Многие мужчины обращаются ко мне с вопросом о том, как стать отцом. А ведь еще совсем недавно об этом не было и речи. Существовал термин «материнство и детство», было написано много книг о материнской заботе о ребенке и о послеродовой депрессии.
Отцы воспринимались как «заменители матери», как крайняя мера.
Раньше, если женщина заболевала или вынуждена была внезапно уйти с работы по производственным причинам, отец мог взять на себя ее обязанности. Однако сейчас отношение общества и городская среда кардинально изменились. В социальных сетях появилось множество блогов для отцов, находящихся в декретном отпуске, в мужских туалетах крупных музеев и детских кафе появились станции для смены подгузников, а в туалетах крупных музеев — «станции для смены подгузников», что стало более распространенным явлением.
Кроме того, из-за плохого знания языка отцам трудно общаться с другими родителями на территории школы и с врачами в поликлинике. Иногда я думаю: «Да, да, да» и все понимаю, но потом думаю: «Боже мой, как я должен это понимать?». Иногда я думаю: «Боже мой, как я должен это понять? Такая же ситуация возникает при заполнении форм. Это нелегко, но если бы я не был отцом в декретном отпуске, я бы не узнал так много о своем сыне.
С тех пор как Луи родился, я веду блог на Facebook* под названием Dad Diary, где пишу о нашей жизни и выкладываю множество фотографий. Конечно, люди могут сказать, что это очень личное. Но для меня это способ поделиться своей жизнью с миром и вспомнить старые воспоминания. Моя жена иногда спрашивает меня, готов ли я стать отцом во второй раз, находясь в декретном отпуске, но у меня нет четкого ответа. Я был бы счастлив, если бы это произошло, но я не был бы так расстроен, если бы Луис остался единственным ребенком».
* Признана экстремистской организацией и включена в запрещенную в России «Мету».
Тимофей Черкасов.
IT-программист, отец в декретном отпуске из Санкт-Петербурга, в настоящее время живет в Батуми
К 2017 году я работал в компании «Динс» руководителем команды разработчиков, но под влиянием личных обстоятельств уволился и на полгода присоединился к миссии. Затем я полностью сменила род деятельности и стала преподавателем. Летом 2020 года я встретила своего будущего мужа. Вскоре мы поженились и решили завести детей. Встал вопрос о том, кто из нас двоих должен уйти в декретный отпуск. В то время я работала в трех учебных заведениях одновременно. Я вела уроки электроники и курсы творчества. Конечно, когда я оставила информатику, то потеряла двойной доход. Несмотря на насыщенную программу с восьмичасовым рабочим днем и всего одним выходным, я получал значительно меньше, чем моя жена. Поэтому я решил, что будет разумно уйти в декретный отпуск. Мое основное место работы было в Академии цифровых технологий, где я и подал заявление на декретный отпуск. В Академии меня не поняли. У них еще не было такого прецедента. Только женщины уходили в декрет и возвращались через три года. А я хотела сохранить постоянный рабочий график.
После месяца матчей и жалоб в ФСС мне все-таки предоставили декретный отпуск. Но мне пришлось оставить свою должность и сократить рабочее время на 60 %.
Недавно в нашей жизни произошел еще один поворот. После окончания учебного года я вернулся в IT-компанию, которую покинул пять лет назад, и переехал с семьей в Грузию. Юлия стала домохозяйкой, а я продолжила официальный декретный отпуск в Академии цифровых технологий. По закону декретный отпуск не запрещает вам найти вторую работу.
Из минусов декретного отпуска я вижу только финансовый аспект. Находясь с ребенком и живя в Санкт-Петербурге, я потеряла 60 % рабочего времени и получала компенсацию около 29 000 рублей в месяц. Но российская система не самая худшая в этом плане — в некоторых странах вообще нельзя уйти в декрет на три года и при этом продолжать зарабатывать деньги. Мы с Юлей шутили по этому поводу: «Этот декретный отпуск должен продолжаться!
Мне не нужно проводить много времени с маленьким ребенком, я могу ходить на пляж, ходить на пляж, ходить на пляж, ходить на пляж. Да, я не могу ходить на рыбалку, но это удваивает удовольствие, которое я получаю от общения с дочерью. Знаете, как было принято в нашей семье: «Если папа отдыхает, его нельзя трогать». К нашей семье это не относится. Даже если я ложусь спать, как только прихожу с работы, дочке не возбраняется продолжать заниматься и играть со мной.
Возможно, я считаю свой опыт положительным отчасти потому, что мои отношения с дочерью сильно отличались от тех, что были в моем первом браке. Когда она родилась, я учился и работал в Австрии, поэтому увидел ее только через несколько месяцев. В прошлый раз моя первая жена была в декретном отпуске, и я отвечал за обеспечение семьи. Тогда я пытался вовлечь дочь в свои дела, брал ее с собой в поездки и командировки, занимался с ней спортом, но на наших отношениях сказалось то, что я мало участвовал в ее воспитании на ранних этапах. Поэтому я всегда старался поддерживать психологический и эмоциональный контакт со своей младшей дочерью. Действительно, Джулия считает меня опасным отцом. Например, я начал дополнительное питание, давая дочери дольки мандариновых апельсинов. Прежде всего, я не так благочестив, как ее мать, в отношении некоторых вещей. К ним относятся температура воды в ванной, прыжки и полеты в воздухе. А еще есть много интересных вещей, таких как сплав по горным рекам, прыжки с парашютом и велосипед.