Онлайн-журнал «Парламентская газета» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Роскомнадзоре 5 августа 2011 года.18+ЭЛ № Свидетельства эл. ФС77-46097 Учредитель — Ано «Парламентская Редактор «газеты» — главный редактор — а. в. Коренников Тел: +7 (495) 637-69-79 Email: pg@pnp. ru
Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Конгресса Российской Федерации. Издается с 1997 года. Учредителями газеты являются законодательные органы государственной власти и Совет Федерации Российской Федерации. Газета является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Парламентская газета» имеет типографии и представительства в 10 субъектах Федерации. Газета распространяется на самолетах авиакомпании «Россия» и «Региональных авиалиний», по принципу исполнительной и представительной власти на федеральном и региональном уровнях, по подписке и в розницу в поездах и электричках «Сапсан».
На сайте «Парламентской газеты» можно найти оперативные новости и достоверную информацию о принятых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» обязательна активная ссылка на PNP.ru.
В разделе «Бизнес-экспертиза» публикуются материалы о правах на рекламу
На информационном ресурсе используются рекомендуемые приемы
Дуэли: поединок чести или «законное убийство»?
Последняя официальная дуэль состоялась в Европе 10 июля 1547 года. С тех пор кровавые дуэли были объявлены преступлением. Но на самом деле они продолжались вплоть до XX века, и в поединках принимали участие даже женщины! И даже 12 июля 1901 года не было предпринято попытки законодательно запретить дуэли, даже в здании немецкого парламента.
Само слово «дуэль» происходит от латинского «duellum», архаичной формы средневекового латинского слова «belum», означающего «судебная дуэль», но тогда дуэли почти всегда назывались судебными, незаконными. Трудно сказать, существовали ли дуэли в просвещенных Древней Греции и Риме, но они наверняка практиковались викингами, галатами и германцами. Квадратная арена.
Моральной основой поединка было начало «божественного кризиса». То есть Господь будет защищать праведников и нападать на виновных. Стоит отметить, что в таких поединках могли «легально» участвовать женщины, дети, больные и даже пожилые люди. Действительно, выставляя «чемпионов» (защитников).
Судебная дуэль того года была не кровавой бойней, а формальной церемонией, изначально санкционированной только королем, который выступал в роли судьи во время поединка.
Перед судом были подробно оговорены условия поединка и оружие сторон. Оружие контролировалось группой доверенных людей — тогда выводились секунданты. Часто в рамках дуэли проводилась серия поединков. Например, сначала с топором, потом с мечом, потом на коне с копьем. Простые крестьяне могли уладить свои разногласия, чтобы сразиться с летучими мышами. Не обязательно было биться до смерти — достаточно было объявить о своей победе, и король — Аракибар — мог прекратить бой и передать обвиняемого палачу…
Однако отношение общества к «божественному суду» было вынуждено измениться после ряда инцидентов. Одним из них стала трагическая дуэль 1358 года между двумя французами. Шарль проиграл дуэль на глазах Жака Легре и был повешен, а вскоре после этого другой человек поймал и признался в преступлении, в результате чего был казнен. Церковь осудила дуэль.
Еще папа Александр III в конце XII века осудил практику дуэлей, а Вселенский Тридентский собор постановил лишить погибших на дуэли права на погребение в церкви. Другой папа, Пий IX, в своем апостольском послании Apostolic Sedis дал понять, что нарушению церковного закона подлежат не только те, кто участвовал в дуэлях, но и соучастники второго сорта и другие, и даже свидетели дуэлей. Наказание. Позднее эту позицию разделили светские власти, и дуэли стали запрещать.
В XVI веке кровавые дуэли были объявлены вне закона в Европе: последняя официальная дуэль состоялась 10 июля 1547 года, а с 1566 года по указу короля Франции Карла IX все участники дуэли приговаривались к смертной казни.
Изначально для определения победителя дуэли использовалось холодное оружие, но только в XVIII веке все большее распространение получили пистолеты. Чтобы использовать нож, кинжал, шпагу или клинок, участники дуэли должны были быть одинакового телосложения, роста или возраста. В противном случае исход поединка был практически предрешен. Использование пистолетов решило эту проблему, а чтобы еще больше уравнять шансы гладиаторов, были изготовлены пары дуэльных пистолетов, которые были абсолютно идентичны, за исключением цифр «1» или «2» на стволе.
Франция всегда была «законодателем» дуэльных обычаев и правил. Первый дуэльный кодекс был опубликован графом де Шатовилларом в 1836 году, но именно кодекс графа де Верже, изданный в 1879 году и обобщивший многовековой опыт дуэлей, впоследствии стал общепризнанным в Европе. Стоит разделить американскую и европейскую дуэли.
В Новом Свете дуэль заключалась в том, что двум противникам давали оружие и они входили в лес. С этого момента начиналась охота друг на друга. Будь то засада или стрельба из-за угла — американцы использовали оба метода. Из-за своей аморальности американская дуэль в России не прижилась, и мы массово распространили французские правила.
Однако русская дуэль отличалась крайней строгостью неписаного кодекса. Дистанция выстрелов варьировалась от трех до 25 шагов (чаще 15 шагов), дуэли проводились без секундантов и один на один по врачам. Они часто сражались насмерть, иногда стрелялись, попеременно стоя спиной к краю обрыва — так, чтобы в случае удара противнику была «гарантирована» жизнь. При таких обстоятельствах часто погибали оба гладиатора, обычно принадлежавшие к аристократии или офицерству.
Первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в Москве в 1666 году между шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии великим генералом Петром) и англичанином майором Монтгомери. История не сохранила сведений о причинах и исходе этой дуэли, но вскоре она стала набирать популярность.
Ситуация с «законным убийством» была впервые рассмотрена в 1715 году с публикацией 139-го Военного артикула, который запрещал дуэли среди офицеров, а повешенные также подлежали смертной казни.
«Все вызовы, поединки и дуэли строго запрещены… Кто совершит нарушение против него, тот всегда будет наказан». . А ежели они оба или один из них в таком поединке останутся, то после смерти будут повешены за ноги», — говорилось в документе.
Борьба Великого Петра с дуэлью дала хорошие результаты. Однако при Анне Ионовне дуэли участились в связи с ростом иностранного влияния на русскую жизнь и французской модой Елизаветы Петровны.
Очередное обострение борьбы с дуэлями произошло во время правления Екатерины II, которая в 1787 году издала Манифест о дуэлях. Дуэли были объявлены иностранным насилием. Участники кровопролитных дуэлей (в том числе секунданты) наказывались штрафами, а преступники — пожизненной ссылкой в Сибирь. Наказание за причинение вреда здоровью и жизни назначалось так же, как и за умышленные преступления.
Наполеон Бонапарт и Николай I были ярыми противниками дуэлей. Французский император говорил: «Никто не имеет права рисковать своей жизнью ради поединка, потому что жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству, гладиатор — плохому солдату». Николаос I вообще говорил: «Я ненавижу дуэли. Это дикая барщина. По моему мнению, рыцари не имеют к ней никакого отношения. Герцог Веллингтон уничтожил ее вместе с британской армией и добился успеха. До этого момента, именно в середине XIX века, появилась пимпочка, которая является своеобразным русским дуэльным поклонением.
Помимо исторической дуэли между Пушкиным и Баронесгамандадом (1837) и Рахмондовым (1841) между Баронесдебараном (1840) и Мартиновым (1841), в России в этот год было немало других дуэлей. Это и декабрьская дуэль поэта Рельефа (1824), и дуэль Константина Чернова, среднего есаула конституционного Семеновского.
А в 1894 году, в конце царствования Александра III, дуэль была признана официально. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1894 года № 118, озаглавленный «Правила о порядке производства споров, возникающих в офицерской среде», определил приоритеты судов при назначении дуэли или разбора противника. Количество русских военных дуэлей вновь резко возросло. Странную статистику собрал генерал Микулин за период 1894-1910 годов.
По данным губернатора, за эти годы в дуэлях участвовали 4 генерала, 14 чиновников, 187 столичных и высших офицеров, 367 депутатов, средних ефрейторов и офицеров. В 241 случае гладиаторы выпустили друг в друга только по одной пуле, в 49 боях они сделали по два выстрела. Самое удивительное, что противники стреляли друг в друга трижды (в 12 случаях), пять раз и шесть раз!
Известны примеры дуэлей между женщинами. Во Франции XVII века хорошо известно, что во времена инала кардинала Ришелье маркиза де Несле и граф де Полиньи скрестили шпаги, а в 1701 году графиня Рокка и маркиз Бельгарде скрестили шпаги. В Людовике XIV это было блестящее безумие, и певцы из Оперы Мопена закололи нескольких мужчин во время танца. В 1868 году в Бордо стрелялись два француза, а на дуэли на шпагах в 1888 году француз де Вальзье ранил американку Сильви.
В Первую мировую войну, в начале XX века, интерес к дуэлям полностью исчез — люди поняли, что пропустить ее ради брошенной белой перчатки очень недолго и стоит.
Читайте самые интересные новости на нашей главной странице
Почему дуэли были запрещены?
Странный вопрос, — скажете вы. — Дуэли были запрещены, потому что на них погибло слишком много благородных юношей. Король не мог терпеть такие вещи. Дворяне шли только на службу королю!» Как вы думаете, это проблема? А как же тогда стычки? Тогда благородные юноши (и не только юноши) двигались и телом — телом — холодным и огнестрельным оружием?
Вы можете начать с художественной литературы (о которой все знают) и перейти к историческим источникам. Помните битву между д’Артаньяном и кардиналом Бернского инала? Герои остановили это царствование неприкосновенности только потому, что услышали с королем и не захотели играть эту грандиозную шутку.
Разве это не дико? В дуэли участвовало гораздо меньше людей, и ни один незнакомец не пострадал. А здесь, в самом центре Парижа, в полдень солдаты короля готовятся поджечь дома людей короля. Как такое может произойти? Самое интересное, что все обвинения с телохранителей были сняты, когда было доказано, что Бернадье является моральным виновником. Во-первых, это была ошибка Бернадье, во-вторых, это была стычка, а не дуэль.
Роман — не исторический источник, скажете вы, и будете правы. Но реальность оказалась еще хуже, чем объясняющая ее дуста. Авторы предпочитали объяснять дуэли. Конечно, он упоминает о стычках, которые, по его мнению, более романтичны и красивы, но лишь вскользь. Однако чаще всего в жизни происходили просто стычки. Бывали конфликты, в которых участвовали от десятков до сотен вооруженных людей. Как правило, они заканчивались гибелью множества людей, в том числе и тех, кто вообще не имел к конфликту никакого отношения. Столица приходила в ярость от этих стычек, а жители города проклинали дворян во что бы то ни стало. Но не стоит думать, что только дворяне так веселились. Слуги и другие знатные чиновники, принадлежащие к вражескому лагерю, устраивали более опасные конфликты, чем их хозяева.
И что же? Да почти ничего. Если и наказывали, то за стычки гораздо сильнее, чем за дуэли, даже если смертей было больше. Почему закон осуждал дуэли?
Вот тут-то и начинается самое интересное. Как видите, это не было уделом дворянства. Речь шла о чести и социальном статусе дворянства.
Это действительно произошло, но с XVI по первую половину XVII века границы дворянства не были четкими. Были дворяне шпаги (потомки рыцарей) и дворяне плаща (потомки чиновников, получивших дворянство от короля, и это развитие приняло народный характер), которые не получали дворянских грамот, а дворянство приобретали шпагой. Дворянином стал считаться тот, кто вел себя как дворянин, тот, кто мог защитить свою честь с оружием в руках. Это понятие чести стало создавать свои собственные ритуалы и свою собственную справедливость в аристократии, независимую от власти короля. Так, существовало четкое правило, что если дворянин сначала пытался решить вопрос в суде, то он уже не имел права обращаться к мечу в том же случае.
Из-за этого конфликта между дворянским и королевским правосудием закон особенно строго преследовал дуэли, проведенные в соответствии с правилами, в том числе дуэли, на которые посылались картели (письменные вызовы на дуэль), и дуэли контролировались. Секунданты. Это касалось даже тех случаев, когда на дуэли не было потерь. Даже если дуэль происходила не после выполнения задания картежника. А последних наказывали гораздо строже, чем самих гладиаторов, поскольку они являлись гарантом благородного правосудия. Справедливости, которая не подчинялась королю, потому что «король не властен над духом».
Принято считать, что на дуэлях сражались в основном молодые люди, но это не так. Интересна реакция высшей французской знати на предложение Марии Медичи. Мария Медичи предложила в 1611 году собрать монархов, маршалов и высших королевских чиновников из кровных кланов, чтобы дать общую клятву отказаться от дуэлей и поединков. Отсюда — хороший пример аристократической политики. Затея провалилась. Большинство присутствующих (даже представители власти) отказались давать клятву.
Тем не менее количество дуэлей постепенно сокращалось. С одной стороны, суровые наказания все еще оказывали определенное влияние на дворянство. С другой стороны, для разрешения споров был создан Суд чести, в котором участвовали самые уважаемые дворяне, включая маршала Франции. Однако наибольший удар по дуэлям нанесли законы, приравнивающие благородство шпаги к благородству плаща и устанавливающие четкие границы дворянства. Доказательством принадлежности к дворянству теперь служили не действия дворян, а наличие дворянской грамоты. Пергамент одержал победу над сталью. Честь заменила корону. Больше не за что было сражаться.
Тем не менее дуэли не исчезли совсем и просуществовали до XX века. Более того, она стала почти безопасной.