Согласно пункту 24 части 5 статьи 5 УПК РФ, следственные органы — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять следственные и иные процессуальные полномочия. Ответственность органа расследования возлагается на субъекты и может быть разделена на следующие группы (ст. 40).
(а) Органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с федеральным законом на осуществление оперативно-розыскной деятельности,
(б) должностные лица — руководители отдельных государственных органов: Председатель Коллегии Российской Федерации, руководитель военной комендатуры, составляющие исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, главнокомандующий, являющийся председателем судей Российской Федерации, Верховного Федерального Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — главнокомандующий
(в) должностные лица — руководители государственных органов: руководители военных органов, главы дипломатических представительств Российской Федерации, консульских учреждений,
(г) должностные лица — руководители иных государственных и негосударственных структур (капитаны морских и речных судов, находящихся в длительных походах, руководители геологических исследовательских и переправочных отрядов).
Основную часть обязанностей сыскных органов в системе органов внутренних дел выполняет полиция. В своей деятельности милиция относится к Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности подчиняется компетентным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 7 РФ). Руководство милицией осуществляет соответствующий руководитель МВД. В состав милиции входят криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
— расследовать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145),
— проводить неотложные следственные действия (ст. 157, ч. 1 и 2),
— проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с поручениями следователя, исполнять решения следователя о задержании, отобрании, аресте и других процессуальных мерах, а также оказывать содействие в их исполнении (пункт 4 части 2 статьи 38, часть 4 статьи 157, часть 7 статьи 164)
— если уголовное дело направлено руководителю следственного органа и лицо, совершившее уголовное правонарушение, не установлено, принимать меры оперативно-розыскного характера по установлению лица, совершившего уголовное правонарушение, и сообщать следователю о результатах оперативно-розыскных мероприятий (Статья 157, часть IV),
— проводить доследственную проверку как самостоятельную форму предварительного расследования (глава 32); и
— выполнять письменные указания прокурора о направлении расследования и осуществлении процессуальных действий (пункт 4 части 2 статьи 37).
В то же время следует отметить, что проблема компетенции следственного органа до сих пор не нашла адекватного решения как в теории, так и в нормативном регулировании.
Следователь является сотрудником следственного органа и вправе или уполномочен руководителем следственного органа производить предварительное следствие в форме обыска, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные Уголовным кодексом (ст. 5, ч.) 7).
Кроме штатных следователей, в качестве следователей могут выступать и другие работники следственного органа по поручению руководителя следственного органа или его заместителя. Кроме того, не могут вести следствие лица, проводившие или проводящие оперативно-розыскные мероприятия по отдельным уголовным делам (часть 2 статьи 41 УПК РФ).
(1) Уголовное дело возбуждается по подследственности (пункт 1 части 1 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса). При этом на руководителя следственного подразделения возлагается обязанность проверить сообщение о преступлении и принять соответствующее решение (пункт 1 части 1 статьи 40.1 УПК РФ).
2) отказать в возбуждении уголовного дела (пункт 2 части 1 статьи 145.1 Уголовно-процессуального кодекса),
3) направить сообщение в следственный орган, а в случае возбуждения гражданского уголовного дела — в суд (пункт 3 части 1 статьи 145 УПК РФ); и
4) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется согласие руководителя следственного органа, согласие прокурора или решение суда.
Единственным процессуальным действием, требующим согласия (разрешения) руководителя следственного органа для его проведения следователем, является проверка руководителем следственного органа сообщения о преступлении в срок не более 10 суток с момента составления сообщения о преступлении. Обычно — 3 дня (ч. III ст. 144 УПК). Однако обратите внимание, что это ограничение, как правило, распространяется только на должностных лиц следственного органа, учреждения или организации (например, органа внутренних дел).
Для возбуждения ходатайства перед судом об избрании, отмене или изменении меры пресечения или иного процессуального действия, допустимого по судебному решению, дознавателю необходимо согласие прокурора (пункт 2 части 5 статьи 37) — В случае необходимости проведения проверки или ревизии документов дознаватель вправе истребовать сообщение о преступлении и продлить срок его рассмотрения. Если необходимо провести проверку или ревизию, дознаватель может запросить отчет о преступлении и продлить срок его рассмотрения и принятия по нему решения до 30 дней (статья 144(3)) — 30-дневный срок дознания истекает еще через 30 дней (статья 223(3)). Прокурор также утверждает решение следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (Статья 37(2), пункты 13 и 14).
Следователь обязан получить решение суда: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога; — о продлении срока предварительного заключения; — о производстве обыска по месту жительства без согласия лица (з) с конфискацией жилого помещения; — о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 Уголовного кодекса; — о государственной или иной охраняемой государством тайне. федеральным законом, а также предметы и документы, содержащие сведения о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, в целях изъятия предметов и документов, содержащих 93- Для изъятия предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих сведения о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях — Для изъятия почтовых отправлений и разрешений на досмотр и наложения ареста на средства связи — Банки и иные для наложения ареста на имущество, в том числе на счета, вклады или денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на хранении в банках и иных кредитных организациях — для приостановления участия обвиняемого в уголовном судопроизводстве — и для конфискации имущества, в том числе счетов, вкладов или денежных средств физических и юридических лиц, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Следователи Российской Федерации
Следователи Российской Федерации, являющиеся сотрудниками следственного органа, уполномочиваются руководителем следственного органа на производство предварительного следствия в форме дознания или иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом [ п. 7 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ)].
По преступлениям небольшой и средней тяжести (преступления, максимальное наказание за которые не превышает пяти лет) дознание производится в течение 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором на 30 дней. В исключительных случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, срок расследования может быть продлен максимум до 12 месяцев.
Лицо приобретает процессуальный статус следователя двумя способами. путем подписания руководителем органа внутренних дел представления о назначении на эту должность, путем назначения следователем специализированного подразделения дознания по внутренним делам — следователем следственного органа, не являющимся следователем по собственному заявлению, осуществляющим предварительное следствие или иные полномочия, возложенные на следователя.
Таким образом, полномочия следователя могут быть возложены как на должность следователя, так и на сотрудника, назначенного на другое должностное лицо института.
В соответствии со ст. 40 УПК РФ к следственным органам относятся
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает два основных направления процессуальной деятельности следственных органов.
Под неотложными следственными действиями понимаются действия, производимые органом расследования непосредственно после возбуждения уголовного дела в целях выявления и закрепления условий совершения преступления.
В соответствии со статьей 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органы следствия уполномочены
Помимо УПК РФ, существуют и другие законы, регулирующие деятельность следователей. К ним относятся:
Органы власти Российской Федерации, т.е. Федеральная служба исполнительной власти Российской Федерации (ФССП РФ), руководствуясь Приказом №. 426 ФССП РФ от 29 мая 2020 г., которым в ходе расследования было утверждено Положение о Научно-исследовательском бюро.
Помимо перечисленных в ст. 41 УПК РФ, к основным обязанностям следователя ФССП РФ по организации расследования относятся.
Деятельность военных органов в Вооруженных Силах Российской Федерации, командиров Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей, соединений, начальников военных органов, начальников укрепрайонов в области осуществления дознания регулируется Министром следствия. 50 от 31 января 2015 года «Об организации процессуальной деятельности инфузионных органов в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Государственный пожарный надзор Федеральной противопожарной службы при проведении дознания руководствуется приказом № 587 «О чрезвычайных ситуациях и исключениях». 587 ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 года Российской Федерации «О мерах по организации и проведению расследований по фактам пожаров», самостоятельно принимать и регистрировать сообщения о преступлении, которые должны соответствовать положениям УПК РФ, обобщать и анализировать их, а также осуществлять следующие действия
Если собранные по делу данные свидетельствуют о совершении расследуемого преступления конкретным лицом, следователь выносит постановление о передаче дела по подследственности.
Опубликовано 8 июня 2022 г. в 13:22 (GMT+3). Последнее обновление в 13:22 (GMT+3) 8 июня 2022 г. Связь с редакционным советом
Преимущества и недостатки профессии
Где учиться, чтобы стать следователем.
Работа следователей требует высшего юридического образования. Подходящие специальности для получения высшего образования включают.
Продолжительность обучения — 5-6 лет.
Используется при поступлении в вуз:
Это самый распространенный набор предметов, который выбирается некоторыми университетами в качестве альтернативы истории вместо математики или иностранных языков.
Стоимость контрактного обучения зависит от выбора учебного заведения и формы обучения. В топовых университетах один год обучения стоит 275 000 рублей. < pan> Работа следователя требует высшего юридического образования. Подходящими специальностями для получения высшего образования являются.