Следственные действия играют важную роль в уголовном процессе. По своей природе они представляют собой различные способы получения и формирования доказательств, иными словами, ряд познавательных и доказательственных действий, совершаемых следователем, соответствующих конкретным следовым деталям и совместимых с эффективным обнаружением, распознаванием и проверкой. Это интеграция доказательственной информации, то есть получение нужных доказательств. Только в совокупности следственные действия, проводимые следователем, способствуют полному и всестороннему расследованию и раскрытию преступления.
Одно из ключевых мест в системе следственных действий занимает исследовательский эксперимент. Важной и принципиальной особенностью, отличающей экспериментальные исследования от других следственных действий и раскрывающей их сущность, является то, что они проводятся для подтверждения достоверности собранных по уголовному делу доказательств. Производство экспериментальных действий.
Например, если в ходе проверки показаний установлено место и способ, в которых произошло то или иное событие, то в ходе следственного эксперимента можно определить вероятность того, что это событие произойдет в условиях, наиболее приближенных к реальным. Однако это не означает, что следственный эксперимент должен проводиться именно на месте происшествия, в отличие от показаний на месте, где это требование является обязательным. Исследовательский эксперимент требует лишь, чтобы условия на месте происшествия были представлены как можно ближе к условиям, при которых произошло действие или событие, вероятность существования которого была эмпирически проверена в прошлом.
Значение исследовательских экспериментов важно для самых разных тем исследований. Особенно для следователя, который в ходе проведения данного следственного действия приобретает важную доказательственную базу для расследования уголовного дела. Когда он имеет право привлекать экспертов. Подобное проведение также очень важно и в некоторых случаях требует дополнительных исследований.
Организационные аспекты проведения научных экспериментов
Для того чтобы создание указанного следственного действия способствовало установлению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, и могло быть использовано в качестве доказательств в процессе расследования, следователь должен не только обладать тактической компетенцией для организации расследования, но и соблюдать условия, предусмотренные УПК РФ. Исходя из этого, организационными принципами его общего поведения являются следующие.
Психологические особенности постановки исследовательских экспериментов
При планировании и постановке исследовательского эксперимента необходимо
Во многих случаях следователь должен быть организован и подготовлен, например, знаком с объектом исследования (местом, где проводится исследовательская деятельность). Даже если следователь уже находится непосредственно на месте и ему стало известно о перерыве (например, во время осмотра места происшествия), эта осведомленность все равно необходима, учитывая, что (помимо прочего) в уголовном деле появились новые факты. Информация, полученная от подозреваемого (обвинителя), и ее соотнесение с обстоятельствами места происшествия позволяет более четко и конкретно определить последовательность и тактику следственного эксперимента. Кроме того, с течением времени обстановка места происшествия может измениться, что не должно быть неожиданностью для следователя и может негативно сказаться на ходе и результатах следственного эксперимента.
Если в процессе ознакомления с объектом становятся очевидными изменения условий места проведения полевого эксперимента, исследователю может потребоваться проведение криминалистической реконструкции, то есть материального воссоздания отдельных условий по исследуемому событию, материалу объекта. Для того чтобы получить достоверные результаты при проведении исследовательской деятельности. К сожалению, представить психофизиологическое состояние человека (участника исследовательского эксперимента) в момент наступления исследуемого события практически невозможно.
Такая исследовательская деятельность часто преследует следующие цели.
Причины этого следующие. Во-первых, при выполнении поведения в силу неизменности реальных условий (рутина) (привычка) в исследовательском эксперименте возникает состояние психологической готовности к мобилизации психических явлений (непреднамеренные психические явления (в момент происшествия) они произвольно изменяются (в момент исследовательского эксперимента). (например, подъем и перемещение тяжелых предметов и т.д.).
Это может привести к недостоверным результатам и ошибочным оценочным выводам в исследовательском эксперименте. На наш взгляд, выход из этой ситуации заключается в следующем: 1) исследователь должен учитывать психофизиологические особенности участников поискового эксперимента при определении его регулярного проведения. 2) Количество экспериментальных моделей поведения, их изменчивость должны полностью исключать фактор случайности. 3) Материальная среда и условия проведения исследовательского эксперимента должны максимально соответствовать среде и условиям, в которых происходило исследуемое событие.
Многократное узнавание участником поискового эксперимента места происшествия активизирует его процессы памяти (близость, сходство, контраст, оживление ассоциативных связей по причине). Иными словами, у него возникает непреднамеренное воспоминание о событии. Это приводит к появлению вторичной эмоции, то есть эмоциональной реакции на воспоминание о событии. Ее интенсивность снижена, но содержание соответствует той ситуации, в которой человек находился в момент события.
Обобщение и обсуждение практической значимости следственного действия для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, позволяет планировать и расследовать расследуемое событие и уяснить его реальную картину. Однако для добросовестного получения адекватной и достоверной информации следователю необходимо до начала расследования определить вид необходимого по делу следственного эксперимента.