Подборка наиболее важных документов по запросу Размеры школьных классов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов).
Статьи, комментарии и ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере контроля за обеспечением прав детей на доступное образование (Н. В. Криволичко) («Закон», 2023, N 6) Одной из проблем стала нехватка государственных образовательных учреждений в некоторых районах города. Ситуации многочисленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, таких как превышение предельной наполняемости школьных классов и групп детских садов, негативно сказывались на качестве обучения детей, препятствовали эффективности профилактики инфекционных заболеваний и мешали качеству образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ситуация: как выглядит процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья? («Азбука права», электронный журнал, 2025) При обучении в школе для учащихся с ОВЗ выделяются отдельные классы (группы), максимальная наполняемость внеклассных групп определяется медперсоналом, в частности для учащихся с нарушением слуха — 6 учащихся. Для учащихся с нарушениями зрения — 8 учащихся. При совместном обучении с другими учащимися количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается не более трех человек (ст. 29 Декрета N 115).
Нормативно-правовые акты.
Приказ Санитарного врача РФ от 28. 09. 2020 n 28 «Об утверждении „СП 2. 4. 3648-20 “О падении и организационных санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям обучения, развлечений и отдыха» («СП 2. 4 3648-20. его правилах обустройства территории, Соблюдение требований к расстановке мебели в учебных помещениях.
Малокомплектные школы: как они живут и как их можно спасти.
В России насчитывается около 3000 малокомплектных школ. На всех не хватает — в некоторых деревнях еще недавно не было ни одной закрытой. Разберитесь, зачем нужны малокомплектные школы, как они работают и нужно ли их спасать.
Что такое малокомплектная школа?
Школы без параллельных классов называются малокомплектными. Как правило, в них обучается не более 30-40 учеников.
Они располагаются в небольших населенных пунктах и избавляют детей от необходимости долго добираться до центра общины. В некоторых маленьких школах может быть всего девять детей, посещающих все курсы вместе. Как правило, учителей в маленьких школах не больше пяти. Они преподают множество наставлений одновременно и совмещают должности. Учитель может быть одновременно библиотекарем и охранником. В зависимости от количества учителей, работающих с детьми, некоторые школы имеют одну, две или три школы.
Деревни настаивают на небольших школах. Если детям некуда ходить в школу, родители могут переехать в большие города. Это приводит к гибели деревни. Детям не всегда удобно ездить в школу в другие города. С одной стороны, программы «Школьный автобус» обеспечивают транспорт в деревни. С другой стороны, дорога от деревни до города занимает много комнат, и даже новые автобусы небезопасны для перевозки детей. Однако крупные школы не могут похвастаться тем, что их закрыли. В них больше детей, но площадь и количество учителей остаются прежними.
По каким критериям они работают?
Маленькие школы работают по тем же правилам, что и другие школы: они подчиняются «образованию», внутреннему распорядку и закону о сампинге. Однако последний не всегда работает. В некоторых сельскохозяйственных школах до сих пор нет туалетов в зданиях.
Учителя в малокомплектных школах получают зарплату независимо от количества учеников. Однако для этого школа должна быть признана малокомплектной. Это право предоставляется местными властями. Они должны разработать критерии присвоения статуса малокомплектной школы и принять решение о его присвоении. Как правило, школьные округа руководствуются тремя критериями: удаленность от других школ, количество учеников и доступность. Если школа является доступной для этой школы, но не для других, ей может быть предоставлен особый статус и обычное финансирование, если в ней учится менее 40 учеников и работают учителя. Если этого не происходит, иногда деревня встает на защиту школы, организует митинг или пишет жалобу в прокуратуру.
Даже если они добиваются должности, учителя могут получать меньше средней зарплаты по школьному округу. Это связано с тем, что они могут работать на полную ставку только в небольших школах. У него мало классов и мало детей. Однако если он преподает много предметов, то его зарплата, скорее всего, будет на уровне региональной.
По состоянию на 2016 год в 45 школьных округах действовали программы по возвращению учителей в малокомплектные сельские школы. Некоторые регионы, например Пермский край, предоставляют субсидии на приобретение жилья. Однако говорить о результатах этих программ пока рано.
Что делать, если школу закрыли?
Согласно закону «Об образовании» (статья 22, пункт 12), школы в сельских поселениях не могут быть закрыты без учета их жителей. Это положение было введено в закон только в 2017 году и сейчас распространяется на жителей. Если собрания не было, если их мнение не было учтено, то ее закрытие незаконно. Однако, несмотря на прописанные правила, суды не всегда встают на сторону жителей.
В любом случае, если школа подлежит закрытию, необходимо созвать сельский совет и зафиксировать его решение. Все обсуждения должны быть подробно рассмотрены и записаны. Протоколы должны быть отправлены в региональный или учебный отдел. Ответ на возражения должен быть дан в течение 10-14 дней. При обсуждении министерство должно ссылаться на нормативное законодательство, а не на отсутствие бюджетных средств. Школьные округа обязаны предоставлять финансирование, если школы в нем нуждаются. Если департамент не отвечает на письмо жителя или отвечает некорректно, следует обратиться в прокуратуру. Туда следует направить копию протокола и ответ департамента.
Поделитесь этим со всеми, кто учит детей
Теперь в одном классе могут заниматься более 25 учеников.
Пять лет назад (незадолго до Великого Дня Ве) прославленный главный санитарный врач страны Геннадий Оннади утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санпин 2. 4 . 2. известный как 2821″-10). Все директора российских школ узнали об этом 30-страничном документе извне, в ожидании инспекторов Роспотребназла. Эти правила определяют количество уборных на число учеников и цвета, в которые должны быть окрашены коридоры рядом с раздевалками. И умный инспектор, у которого в руках именно такие сампины, всегда может оштрафовать менеджера.
Тем не менее, самым важным сампином является пункт 10.1, согласно которому «наполняемость класса» не должна превышать 25 человек. В сочетании с подушевым финансированием это правило оказалось самым слабым для соблюдения, когда школа платит за каждого, кто в ней учится. Менеджеры заинтересованы в том, чтобы набрать как можно больше учеников. А свободных мест обычно мало. Действительно, в некоторых классах бывает по 30-35 человек. И что делать?
И вот уже сами эти правила гигиены подвергаются изменениям. Например, термин «образовательный процесс» заменен на термин «образовательная деятельность». Однако есть важные положения для учителей и родителей. О них мы и поговорим с вами.
25 учеников и не сформулированы сами параграфы голов. Среди требований — расстояние урока от стены, требования к естественному и искусственному освещению, фото. Иными словами — живите! — Знаменитое правило исчезло. Между тем, что мешает руководителю заполнить класс 40 учениками? И как учителям противостоять таким толпам?
Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой недельной нагрузки в классе» (то есть уроков).
Раз в неделю в первом классе разрешалось проводить пятый урок — физкультуру, а во 2-4 классах — шестой урок (снова физкультура), причем дети теперь должны были заниматься спортом. Согласно Сампинесу, учебная нагрузка не должна превышать следующих показателей.
✓ для студентов первого года обучения — 4 курса, один раз в неделю, за счет 5 курсов, за счет курса физкультуры,
✓ Для учеников 2-4 и 5 классов — шесть уроков в неделю, один из которых посвящен физкультуре,
✓ для учащихся 5-7 классов — до семи уроков, один из которых посвящен физкультуре; ✓ для учащихся 6-7 классов — до семи уроков в неделю, один из которых посвящен физкультуре,
✓ для учеников 8-11 классов — до восьми уроков.
Кроме того, можно сдваивать уроки физкультуры (уроки катания на лыжах и плавания).
Время уроков для первоклассников также сокращено. Документация выглядит следующим образом.
‘Подготовка к первому классу осуществляется в соответствии со следующими дополнительными требованиями.
— Занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену.
— Использование «ступенчатого» режима обучения в первом семестре года (сентябрь и октябрь — 3 урока в день по 35 минут; ноябрь-декабрь — 4 урока в день по 35 минут — январь-май — 4 урока в день по 40 минут (ранее 45 минут. — Сертификация),
— В середине урока рекомендуется делать динамический перерыв продолжительностью не менее 40 минут.
— Обучение проводится без выставления отметок за курсовые и задания.
— В рамках традиционной структуры обучения в середине третьего семестра предоставляется дополнительный недельный перерыв. Вне зависимости от четверти (семестра) могут быть организованы дополнительные каникулы.
Электронных досок объявлений (почти) не должно быть видно.
Стандарты работы на компьютере изменились. Старые были разработаны, когда в классах были электронные ламповые экраны. Однако, хотя их все еще можно встретить в школах, большинство из них теперь оснащены ЖК-экранами. И они оказывают меньшее негативное визуальное воздействие. Сейчас продолжительность непрерывного использования ЖК-компьютеров в классе такова.»
✓ 1 — 2 классы — не более 20 минут,
✓ Для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут; ✓ Для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут; и
✓ Для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут; ✓ Для учащихся 6-7 классов — не более 30 минут; и
✓ Для учащихся 7-11 классов — 35 минут.
Время непрерывной работы учащихся с интерактивной доской непосредственно на уроке не должно превышать 5 минут для учащихся 1-4 классов и 10 минут для учащихся 5-11 классов. Продолжительность работы с интерактивной доской не должна превышать 25 минут для уроков в 1 — 2 классах и 30 минут для 3 — 4 классов и выше. деятельности, плотность урока 60-80%, физические упражнения и гимнастика для глаз), при условии соблюдения гигиенически обоснованной организации урока (оптимальное чередование).
Ранее правила были смягчены, и учащимся 1-го класса разрешалось проводить за экраном до 10 минут.
Врачи по-прежнему просят, чтобы дети не использовали «более одного вида электронных средств обучения на одном уроке». Это означает планшеты, интерактивные столы и т. д.
Это было определено отдельно в правилах третьего курса по физкультуре. И даже в следующей формулировке: «Правила физического воспитания на курсах физкультуры не имеют никакого отношения к школам: »Независимо от возраста ученика, рекомендуется заниматься не менее трех раз в неделю (в школе и вне школы), чтобы удовлетворить биологическую потребность в физических упражнениях.
Не разрешается заменять занятия физкультурой другими предметами».
10 часов внеклассного физического воспитания
Еще одним важным положением является количество часов внеклассных занятий. В настоящее время оно указано в Стандартах образования. Школы при этом работают в усиленном режиме, нагружая детей проектной деятельностью, экскурсиями, соревнованиями и лагерями.
При этом объем такой нагрузки ограничен.