На самом деле, любые изменения, внесенные в административный регламент, не будут действовать до тех пор, пока на территории государства не изменится законодательство о безопасности дорожного движения. А это занимает много времени — и нет уверенности, что такой закон будет принят.
Что же изменилось с 1 апреля?
На данный момент известно, что в декабре 2020 года Министерство внутренних дел планирует внести серьезные изменения в экзамен на право управления транспортным средством. Только с 18 лет водитель сможет успешно пройти тест. Кроме того, служба обещала, что водители смогут садиться за руль с 17 лет, хотя водители-наставники все еще присутствуют.
Кроме того, Министерство внутренних дел пообещало включить эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу 1 апреля 2021 года. Некоторые подробности «городской» части теста. Регламент фактически вступил в силу — и те, кто должен был начать сдавать экзамены после 1 апреля, уже сдали их по новому регламенту.
Что касается снижения возраста, то регламент фактически включил в себя дополнительные положения. Так, в главе 28 (где перечислены документы, необходимые водителям транспортных средств) есть «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата». Поясним отдельно — этот документ требуется от кандидатов в возрасте 16-18 лет. Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и получить водительское удостоверение можно с 16 лет, а приступить к управлению автомобилем при наличии монтера — с 17 лет. К сожалению, радость оказалась преждевременной:
В частности, с 16 лет водители могут получить права на управление транспортными средствами категории «M» (MOPEDS) и подкатегории «A1» (мотоциклы с двигателем объемом до 125 кубических сантиметров). С 18 лет по-прежнему можно получить права категорий ‘A’ (мотоциклы), ‘B’ (легковые автомобили) и ‘C’ (грузовые автомобили). Остальные категории открыты, если будущий водитель еще больше вырос.
Как и раньше, будущий клиент может сдать экзамен в 17 лет (для категорий ‘B’ или ‘C’), но водительское удостоверение он получит только в 18 лет.
Таким образом, по сути, с 1 апреля ничего не изменилось в отношении возраста будущих водителей. В административный регламент добавлен пункт, который будет согласован с будущими поправками к закону «О безопасности дорожного движения».
Когда появятся остальные?
Волну обсуждения введения возраста для вождения на этот раз инициировал депутат от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад направил письмо в ГИБДД с соответствующим предложением. Согласно его идее, 15,5-летним подросткам категории «В» нужно разрешить сдавать на права с 16 лет и иметь возможность управлять автомобилем (даже наставником).
Однако это настолько важное и значимое нововведение, что не стоит говорить о нем как о решенной проблеме. Дело в том, что в законодательство о «дорожной безопасности» необходимо внести изменения. А это значит, что нужно разработать законопроект и отправить его в государственную вотчину. Еще до голосования план должен быть одобрен правительством и Комитетом ответственных лиц, пройти три слушания, голосование в Федеральном совете и подпись президента.
Практика показывает, что подобные спорные вопросы обычно проходят все эти стадии в течение нескольких лет.
Депутат Власов получил ответ от генерального директора Департамента транспорта. Он гласит. «Ответ департамента полиции следующий. :
Поэтому TRAFFIC действует постепенно — сначала разрешив сдавать экзамен 16-летним, а затем исходить из наличия 17 ведущих у опытных водителей. Однако сначала необходимо внести изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Как минимум, необходимо ввести понятие водителей-наставников и дополнительные условия для несовершеннолетних водителей.
Как отмечают эксперты, вопрос сложный — не в последнюю очередь потому, что необходимо урегулировать вопрос страхования Mtyy (возможно, сделав полис гораздо дороже для водителей младше 18 лет).
Как бы то ни было, законопроект еще не поступил в ДУММ правительства. Это означает одно — фактическая реализация этой идеи потребует немалого ожидания (а те, кому сейчас 16-17, предпочли бы сдать, а не ждать поправок, разрешений с действующими правилами.
А нужно ли это?
Мы говорим о том, что подростки должны иметь право на получение водительского удостоверения. Чаще всего они вспоминают свой опыт вождения за границей. Действительно, в некоторых европейских странах и в США можно получить водительское удостоверение с 16 лет.
Депутат Василий Власов, с которого все началось, приводит разные аргументы — мол, несовершеннолетние смогут участвовать в экономической жизни страны, будут более мобильными и независимыми от общественного транспорта (который во многих отдаленных районах работает плохо).
Национальная автомобильная ассоциация говорит, что выдавать водительские права несовершеннолетним можно, потому что они уже несут административную и уголовную ответственность за свои действия и отвечают за свое имущество. Поэтому им нельзя отказывать в выдаче водительских прав вообще, но можно предусмотреть некоторые ограничения по их желанию (меньшая максимальная скорость или наличие на автомобиле предупреждающих сигналов).
Есть и другие идеи. Например, независимый эксперт Алексей Тузов считает, что процесс обучения новых водителей необходимо изменить и сделать упор на практическую подготовку.
Способность новых водителей правильно оценивать дорожную обстановку и быстро реагировать на внештатные ситуации несколько ниже, чем у водителей старшего поколения, что чревато увеличением количества ДТП. Чтобы избежать роста числа аварий, необходимо продлить период обучения новых водителей на несколько месяцев, предусмотреть более практическое время обучения и принять участие в дополнительных испытаниях, чтобы лучше отслеживать поведение подростков при обучении. Кроме того, важно разработать законодательную базу и нормативные санкции для наказания за вождение без сопровождения.
-Алексей Тузов, независимый эксперт в транспортной отрасли
Однако больше всего вопросов возникает у страховщиков. При расчете стоимости договора ОСАГО выясняется, что причиной повышенного риска считаются самые свежие водители (а при расчете ставки «возрастного эксперимента» молодые и менее опытные водители получают максимальную ставку и более дорогой (договор).
В Ассоциации страховых компаний России считают, что условия страхования необходимо кардинально пересмотреть, если к управлению автомобилем будут допущены лица моложе 18 лет. Но и здесь возникает проблема — для этого необходимо увеличить стоимость «всех» полисов (без ограничения количества водителей), которые приобретают многие водители семейных автомобилей.
Другой вариант — ввести дополнительный коэффициент, если шахтер водит машину. Однако такое радикальное изменение правил ОСАГО потребует изменения законодательства, а это трудоемкий процесс.
Отсюда возникает идея разрешить несовершеннолетним водителям садиться за руль, но этот вопрос настолько сложен, что вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Почему мне нужно пройти обучение в школе вождения?
Успешное обучение в школе вождения является неотъемлемой частью процесса получения водительских прав. Это не просто обычный процесс, а необходимость, обусловленная некоторыми ключевыми аспектами.
В России обучение в автошколе стало обязательным. Раньше желающие могли изучить правила дорожного движения, потренироваться самостоятельно и прийти в ГИБДД сдавать экзамен. Новые правила установлены Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и разъяснены приказом № 1408. Уведомление № 1408 Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 года. В зависимости от типа прав минимальное время обучения варьируется. Для легковых автомобилей оно составляет не менее 190 часов, а для грузовых — не менее 244 часов.
Когда можно получить водительское удостоверение?
Возрастное ограничение для получения прав зависит от типа транспортного средства.
Легковые автомобили и мотоциклы с рабочим объемом 125 кубических сантиметров и более имеют право управлять транспортным средством с 18 лет. В этом же возрасте граждане имеют право получить водительское удостоверение на управление грузовыми автомобилями. Это типичный возраст, с которого начинается самостоятельное участие в дорожном движении для этих категорий транспортных средств.
В категориях M и A1, которые охватывают управление скутерами и мопедами с рабочим объемом до 125 кубических сантиметров, водительские права можно получить с 16 лет. Это позволяет молодым людям раньше вступить в мир автотранспорта.
Права категорий D, D1, Tb и Tm, к которым относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и большегрузные автомобили, можно получить с 21 года. Военнослужащие, отвечающие за управление военными автобусами, смогут водить их с 19 лет, а гражданские автобусы — с 21 года.
Повышается возрастной ценз для получения водительских прав.
В России четко определен минимальный возраст для получения водительских прав, но нет верхнего предела для этих процедур. Это позволит пожилым людям без ограничений записываться в автошколу и сдавать экзамен по вождению.
Важно, чтобы водители заботились о своем здоровье и физической форме. Проблемы со зрением, реакцией и координацией являются причинами для ограничения вождения. Более строгие медицинские проверки для пожилых водителей могут выявить заболевания, которые делают их непригодными для вождения.